Правила игры в 1000 на костях
Гонка за набор очков кубиками — это игра Тысяча. Развлечение нельзя назвать азартным: участники партии должны знать теорию вероятностей, уметь наблюдать и анализировать развитие событий. Правила игры в кости 1000 — далее в этом материале. Читатели увидят пример реальной партии и узнают об основных тактических приемах.
Правила Тысячи на кубиках разнообразны. Существует до пяти версий дисциплины. Чтобы разрешить споры игроков, эксперты редакции собрали самые частые варианты правил. При организации партии их возможно комбинировать.
История игры
Предшественником 1000 на костях была одноименная карточная игра, которая развивалась параллельно преферансу. Версия для кубиков появилась в 1960-е годы в СССР. Неизвестны авторы идеи и точное место возникновения игры.
В начале 1980-х годов произошло официальное издание. В магазинах стран СССР появилась игра под названием Зонк. Принципы были такими же, как в Тысяче, но в наборе находилось шесть кубиков, а не пять.
Зонк предлагается на нескольких развлекательных сайтах. Тысячу в онлайне найти проблематично. В казино и покер-румах этой игры нет.
Пик популярности Тысячи с кубиками пришелся на 80-е годы прошлого века. В нее играли на вечеринках, в парках на скамейках, на пляжах. Сейчас развлечение популярно у людей в возрасте старше 40. Для молодежи Тысяча может стать альтернативой покеру и преферансу.
Преимущество перед карточными играми: не требуется постоянная концентрация на процессе. Партия в Тысячу — хороший повод для дружеских посиделок.
Основные понятия
Правила игры в 1000 кубиками разнообразны, но основная терминология постоянна. Часть обозначений позаимствована из одноименной карточной дисциплины. Вот некоторые из них:
- Болт — штрафная пометка за ноль баллов в раунде.
- Бочка — очковый диапазон, который нужно преодолеть одним прыжком.
- Яма — усложненный вариант бочки с более широкими границами, но без штрафов.
- Допуск (вход или открытие) — набор фиксированного количества очков в начале партии за один кон.
- Значимые — кубики, на которых сложилась очковая комбинация.
- Незначимые — кости, выпавшие гранями с нулевой ценностью.
- Триплет (тройная комбинация, или тройка) — три кубика с одинаковыми гранями.
Кубики и кости могут именоваться как зары. Слово пришло из армянского языка. Оно используется в нардах. Единственное число — зар.
Значение костей и комбинации
Используются пять одинаковых кубиков с нумерацией граней от единицы до шестерки. Спецсимволы на кости не наносятся.
Зачетных граней две: с единицей и пятеркой. Это 10 и 5 очков соответственно. Двойки, тройки, четверки и шестерки имеют нулевые значения. Пример комбинации: две пятерки и единица — это 20 очков.
Также дают выигрыш три, четыре и пять одинаковых граней, выпавших одновременно. В таблице приводится ценность таких комбинаций в очках.
Номинал граней | Три | Четыре | Пять |
---|---|---|---|
1 | 100 | 200 | 1000 |
2 | 20 | 40 | 200 |
3 | 30 | 60 | 300 |
4 | 40 | 80 | 400 |
5 | 50 | 100 | 500 |
6 | 60 | 120 | 600 |
Таким образом, для тройных, четверных и пятерных комбинаций используются множители x10, x20 и x100 соответственно. На эти коэффициенты умножается номинал грани.
Пять единиц дают выигрыш партии с одного хода.
Триплеты и квадриплеты комбинируются с одиночными костями. Например, 1, 4, 4, 4, 5 — это 55 очков.
Возможно договориться об изменении ценности раскладов. Самые частые варианты, используемые не одновременно: повышение коэффициента до x40 для четверных и снижение до x40 для пятерных комбинаций.
По договоренности могут вводиться дополнительные комбинации. Чаще всего это стриты. В них на кубиках должны выпасть разные грани. При этом кости выстраиваются по возрастанию номиналов и без разрывов в нумерации.
Комбинация | Значения граней | Ценность |
---|---|---|
Малый стрит | От единицы до пятерки | 125 |
Большой стрит | От двойки до шестерки | 250 |
Не возбраняется ввести дополнительные комбинации, например, фулл хаус. При шести кубиках очки можно начислять за три пары.
Правила игры в 1000 на костях
Когда участники партии имеют опыт, следует договориться об одинаковых правилах. У каждого игрока может быть собственное толкование различных ситуаций. Новичок тем более должен выяснить нюансы.
На 2 или на 4
Тысяча в кости — развлечение для четверых или пятерых участников. Когда игроков шесть или более, становится скучно, так как очереди хода приходится ждать полторы-две минуты.
Вариант вдвоем тоже плох, потому что в Тысяче нормальный разрыв в очках — это 300. Примерно в половине партий один на один победитель фактически будет известен досрочно. Когда участников четверо или пятеро, часто возникает конкуренция аутсайдеров и лидеров. Это обостряет азарт.
Сумма ставок
Если игра идет не на интерес, в большинстве дисциплин с костями работает принцип «один кон — одна ставка». То есть расчет между участниками производится после завершения каждого раунда.
В Тысяче все не так. Результаты каждого кона записываются в таблицу, которую ведет один из игроков. Итоги подводятся, когда определился победитель — кто-то набрал 1000 баллов. То есть в Тысяче ставка делается не на раунд, а на всю партию.
Очки каждого кона не записываются отдельной цифрой: в таблице идет накопление суммы. Пример протокола партии можно найти в конце этой статьи.
Самый частый вариант расчета: из баланса победителя вычитаются баллы остальных игроков. Фаворит забирает весь призовой фонд. При четверых или пятерых участниках возможно договориться о втором призере в партии.
Ход раунда
Конов всегда не менее 50. В каждом из них участники бросают кубики и записывают результат в таблицу. Правила хода раунда одинаковы во всех версиях Тысячи. Вот они:
- Первый этап — бросок пяти костей.
- Когда начальная комбинация нулевая, игрок завершает раунд. В таблице ему ставится штрафная отметка — болт.
- Если после начального броска есть значимые кости, они выбывают из игры. Теперь возможно записать очки себе на баланс, не продолжая раунд. Второй путь — кидать оставшиеся незначимые кости.
- Когда повторный бросок пустой, все заработанное в раунде сгорает. В такой ситуации болт не записывается.
- Если набраны дополнительные очки, они прибавляются к балансу. Незначимые кубики разрешается кидать в третий и в четвертый раз.
- Когда в комбинации после любого количества бросков участвуют все пять костей, игрок обязан выполнить еще одну попытку. От нее нельзя отказаться. Это называется «подтверждающий бросок».
- Если заключительная попытка нулевая, результат кона сгорает. Болт не записывается. Очки подтверждающего броска добавляются к уже набранным.
Часто встречается правило дополнительной попытки при равенстве балансов в таблице. Участник, заканчивающий раунд, обязан бросать еще раз, но однократно.
Находясь на бочке или в яме, а также при допуске игрок не имеет права завершить кон, пока не кинет все незначимые кубики.
Еще одно дополнительное правило по договоренности — играющий дубль после повторного броска. Пример: участник набрал очки в трех кубиках и рискнул кинуть два оставшихся. Если выпал незначащий дубль, результат раунда не обнуляется.
Допуск
Для первой записи в таблице необходимо набрать фиксированное количество поинтов. Обычно это 50. Может быть 25 или 75.
Без выпадения любого триплета стандартный допуск пройти невозможно. Пять единиц в двух бросках (тоже 50 поинтов) — событие крайне маловероятное.
Независимо от ценности комбинации, после прохождения допуска на баланс записывается только 50 поинтов. При нулевых попытках во время квалификации штрафные записи (болты) все равно делаются.
Болты
Так называется отметка о нуле очков в первом броске раунда. Можно рисовать галочку или точку по краю столбца таблицы.
После трех болтов игрок получает минус на баланс. Величина списания — −50 или −100 поинтов (по договоренности). После этого все штрафные пометки обнуляются.
Болт не записывается в двух ситуациях:
- После нулевого повторного броска в раунде.
- Когда игрок на бочке или в яме.
Болт — одно из базовых правил. Его нельзя отменять.
Обгон
Если после завершения кона участник обошел кого-то из конкурентов, то оппоненту записывается штраф: −50 или −100. При обгоне нескольких соперников наказываются все.
Относительно обгона возможные дополнительные правила в игре Тысяча на костях:
- Баланс конкурента уменьшается не на 50 поинтов, а до предыдущего значения.
- Если у игрока меньше 200 баллов в таблице, то он защищен от списаний.
Обгона нет, если балансы соперников сравнялись.
Самосвал
Так называется обнуление баланса при наборе 555 поинтов. Обычно это происходит, когда в раунде сыграли все пять костей.
Защита от самосвала — продвижение с уровня 490-500 мелкими шагами по 15-20 поинтов до рубежа в 535-540 баллов в таблице (отказ от повторного броска). После этого высоковероятен перескок 555 одним раундом.
Бочка
Когда игрок дошел до 450 или 950 баллов, говорят, что он сел на бочку. Теперь для продвижения дальше или для победы в партии нужно набрать 50 поинтов за один кон.
Перепрыгнуть рубеж 450 нельзя. Даже если набрано несколько сотен поинтов, зачтено будет только необходимое количество. Запись в таблицу не делается. Вместо нее рисуется значок (|||).
Правила игры на бочках следующие:
- Преодолеть диапазон 50 нужно за три попытки.
- Если этого не удалось сделать, игрок слетает с бочки и получает минус 50 поинтов — откатывается до 400 на балансе.
- После девяти попыток (три раза по три) все баллы в таблице сгорают. Игрок падает на ноль.
- На бочке запрещено говорить «хватит». В раунде нужно бросать все незначащие кости до результата.
- При попадании на бочку с нее слетает конкурент. Сидеть на ней одновременно двоим нельзя.
- Болты на бочках не рисуются.
По договоренности возможен единственный обязательный диапазон — финальный на рубеже 950.
Реже играется вариант «открытая бочка». В нем нет обязательных диапазонов. Смысл в том, чтобы попасть на отметку 1000 за один раунд. Если произошел перебор, попытка не засчитывается. При правиле открытой бочки возможно установить разные варианты штрафа:
- На величину перебора сразу.
- Минус 50 или 100 после трех или шести неуспешных попыток.
- Падение на ноль после 12 или 18 неудачных заходов.
Нельзя заимствовать правило бочки из карточной Тысячи — рубеж 880 и набор 120 поинтов за раз. Такое жесткое условие возможно выполнить примерно с 100-й попытки.
Яма
Расширение обязательного диапазона — это яма. Их обычно две с границами 200-300 и 700-800. Попав в такой диапазон, придется выбираться за один раунд.
Когда действует правило ям, запись 220 или 720 в таблицу (и меньше) — гарантированный проигрыш партии. Можно сдаваться. Не каждый триплет поможет набрать 80 поинтов за раз.
Нужно выбрать, какой вариант Тысячи играть: с бочками или с ямами. Одновременная установка двух бочек и двух ям — неоправданное усложнение и затяжка партии.
Несгораемые суммы
Рубежи в 200 и 700 баллов могут быть установлены при игре с бочками. Смысл в том, что когда обязательный диапазон не преодолен в третий раз, игрок падает не на ноль, а до несгораемой суммы.
Иное толкование правила: когда кто-то набрал 200 или 700, с него нельзя списать очки при обгоне. Могут использоваться оба варианта одновременно. Возможно установить единственную несгораемую сумму.
Пример записи
В таблице не требуется рисовать отдельных столбцов для результата раунда, текущего баланса и болтов. Весь учет по игроку идет в одной графе. В примере запись окончания партии.
Цветом отмечены следующие ситуации:
- Синие кружочки — болты: текущие и аннулированные (перечеркнутые).
- Красная запись — штраф после третьего болта.
- Оранжевая цифра — списание 100 поинтов при обгоне.
В партии было две бочки. Игрок №3 слетел с нее со штрафом −100. Участник №4 преодолел диапазон 50 с первой попытки и победил в партии.
Тактика
В 1000 на костях успех принесут две противоположных тактики:
- Консервативная. Она подразумевает продвижение небольшими шагами по 15-25 очков. Не делается повторный бросок: при начальных 15 поинтах и трех оставшихся кубиках. Две кости не выбрасываются второй раз никогда.
- Агрессивная. Ее смысл — почти всегда стремиться выйти на подтверждающий (бонусный) бросок. Для этого и три, и две оставшихся кости идут в дело повторно, если в раунде набрано меньше 20 поинтов.
При любом стиле игры тактика прохождения ям одинакова: подобраться вплотную (до 180-190) мелкими шагами, а далее бросать в раунде по максимуму. Цель такой линии — попасть в середину ямы либо обнулить результат кона.
Как сделать игру интереснее
Тысяча на костях может показаться кому-то скучной. Эксперты редакции на практике выяснили, как ускорить партию:
- Отказ от ям. Игра только с бочками.
- Штрафы по 100 очков, а не по 50, как в классических правилах.
- Свой набор кубиков у каждого участника. Это ускоряет темп в два раза.
- Игра до 500 при недостатке времени.
- Использование шести костей.
- Добавление комбинации фулл хаус (3 + 2 по зачетным граням).
Нужно помнить, что 1000 на костях — игра для четырех или пяти человек.
Итоги
Тысяча на кубиках — забытая дисциплина. В советские времена темп жизни был медленнее, поэтому каждые выходные была возможность общаться в дружеской компании 2-3 часа. В XXI веке молодежь предпочитает играть в интернете. Обратить внимание на «Тысячу» стоит, если у человека большая семья, часто собирающаяся вместе.
Часто задаваемые вопросы
Каковы шансы на набор 50 очков за один кон?
Примерно 1 к 10 (с учетом повторного броска незначащих костей).
С какой вероятностью можно получить триплет?
Около 16%. Квадриплет — 1,5%.
Как часто в таблицу будет записываться болт?
Примерно 7 раз за 100 конов.
Какова вероятность получения любого стрита?
Около 2%.
Сколько длится раунд?
При четырех игроках, если участники действуют быстро — не менее минуты (по 15 секунд на броски одного участника).
Сколько конов нужно сыграть, чтобы кто-то набрал 1000?
Когда бочка преодолевается с первого раза, точно будет не менее 50 раундов. Если вместо бочек ямы — не менее 100 конов.
Какие кубики лучше?
От настольных игр. Они компактные, а также уменьшают вероятность жульничества по причине сильно закругленных углов.
Чем плохи кости из покерного набора?
Они слишком крупные — 1,5 см по ребру, а слабое скругление углов дает шансы нечестным игрокам.
Что такое «глаза»?
Ситуация равенства баллов в таблице, обязывающая одного из игроков бросать повторно. Это опциональное правило.